Konstantin Volkov, 2003 (azazello home page, §74) ***     Мой проект: отдых в Карелии
§74

Norgen Norway Норвегия

В августе, в компании каякеров я посетил прекрасную страну Норвегию.
 17 сентября 2006

Едучи в кресле машины, наблюдая проплывавшие мимо парковки и заправки, ощущая только подъем на гору и спуск с горы, пытаясь вглядеться в ночной пейзаж и разглядеть горы сквозь пелену дождя, закрывая глаза, засыпая, я оказался в Норвегии.

Причина моего визита в эту северную страну возлежала на крыше нашего микроавтобуса. Двухметровая лодка riot sniper красного цвета, жаждущая воды и сплава, казалось, была еще лучше готова к встрече с Норвегией, чем я.

Аккуратно уложенный спасательный жилет, каска, и другое снаряжение явно указывали на то, что я приехал сюда в числе прочих для того, чтобы сплавляться по горным рекам. Однако я стоял немного растерянный, в размышлении о том, насколько экстремальным будет для меня поездка. Готов ли я к тому, чтобы сплавляться по этому «мясу»?

Наша компания.
Нас два автобуса, один из Москвы, второй из Питера: Лена и Федя Метелкины с детьми, я, Дима Каган, Олег, Оля, Маша, Саша, Сережа.

Наш первый лагерь мы разбили под утро, когда уже светало. Уставшие с дороги мы остановились прямо у таблички «кемпинг запрещен», поставили палатки и легли спать. Проснувшись, я первым делом пошел к реке посмотреть на воду. Передо мной был плес гладкой воды. Вода была прозрачной, по осеннему со свинцовым отливом, и уже по одному виду понятно, что холодная. Глядя на течение и камни, я подумал о том, что в данном случае сложность реки оценить не возможно. Этот участок слишком простой, но уже за поворотом он может измениться. Местность тут совсем не предсказуемая. Одно характерно. Вода тут не застаивается. Течение есть везде и довольно хорошее. Чувствую себя как-то неуютно, может чисто психологически, перемена обстановки, климата и т.д. А может это привычка просматривать пороги и глазами следить за течением. Вроде простая речка. Слишком непривычно быстро и резко взгляд пробежал за струей от одного камня к другому.

Начинался мой первый день в Норвегии. Как и все последующие — мы все время сплавлялись. Норвегия открывала нам свои реки. Все мое дальнейшее путешествие пронеслось как череда рек и порогов. Поэтому дальнейшие впечатления пойдут в хронологическом порядке с перечислением тех рек, по которым мы сплавлялись.

1-й день. Mistra. Сложность III-V.

Особенность реки в том, что она все время усложняется. Сплав начинается простыми шиверами, потом переходит в более сложные пороги и финальная часть сплава проходит в каньоне «must run».

Здесь я впервые столкнулся с термином «must run», который обозначает, что препятствие невозможно обнести по берегу. Река уходит в каньон с вертикальными стенами, по какой-либо причине отказаться от прохождения участка реки вызывает большие сложности.

Мы испытали это на практике, когда Маша отстрелилась и ее разбитый каяк пришлось тащить в гору, но об этом потом.

Тем не менее, никому из нас Mistra не показалась страшной. Вторая половина сплава очень насыщена порогами, и требует все больше работы и внимания. Складывается ощущение, что держишь свой сплав на контроле, но при значительных ошибках, речка их не простит. Вообщем очень интересно, агрессивно, динамично и главное доступно. Река идет мелкими частыми ступеньками, при сплаве вода все время плюхает в лицо. Такое ощущение, что кто-то кидает воду в рожу лопатами. Фон реки тоже довольно динамичный, с мелкими бочками, их необходимо проходить на скорости.

Уклон русла позволяет все оперативно читать сходу, кроме 3-4 порогов, все проплывается без просмотров.

В заключительной части реки в каньоне у нас было две экстремальные ситуации.
Первая, когда заплыла Маша. Я, к сожалению, не видел самого момента: я вылез на берег, чтобы сфотографировать прохождение ступеньки и пока снимал Диму, не заметил, как за моей спиной Маша замесилась в бочке и ушла отдельно от каяка в порог. Проплыв не более 10 метров Маша попала еще в одну небольшую бочку, ниже которой её уже ждал Федя. Он почти сразу дал ей корму, доплыл до берега, и буквально закинул в улово. Лодка при этом медленно, но верно уплывала вниз по течению в следующий порог. Я поспешно залез в каяк и погнался за лодкой. Передо мной «бежали» Федя и Олег. За поворотом уклон реки резко увеличивается, с воды видно перепад метра 3-4. Возможно водопад, лодка уходит туда. Федя сразу сигает за ней. Я торможу, такие штуки не для меня. Олег чалится на другой берег и вылезает на него, я стою в улове. С одной стороны надо торопиться, лодку надо догонять, с другой стороны, впереди кульминационная часть реки. Я жду, когда Олег что-то крикнет с другого берега. Можно идти или нет? Олег показывает жестом «слив — пологая горка», мотает головой машет рукой, мол, «херня — прошибешь». Я разгоняюсь и гребу к срезу слива. Я всегда, когда видел такой перепад, вылезал на берег и лично смотрел порог, река просто исчезает за перепадом, а теперь я иду доверившись, простой инструкции с берега. Прикольно. По факту порог оказался главным препятствием на реке. Пройдя его, я увидел, что лодка застряла в камнях и Федя уже спешит её вытаскивать. Каяк Маши прошел этот порог менее удачно, и его нос разбит. Далее мы больше часа чередуясь тащили лодку в гору, делая передышки каждый 10 метров подъема.

Второй инцидент произошел со мной. Один кусок реки у нас вызвал сомнения, река уходила в порог зажатый скалами, и нужно было просмотреть кусочек каньона. Я вылез из лодки на берег, просмотрел участок и стал садиться в лодку обратно. Тут лодка соскользнула с берега и я сразу оказался на струе без весла и с незастегнутой юбкой. Перспектива заплыть только что просмотренный порог меня не радовала, поэтому я сразу покинул каяк и вплавь втопил к берегу. Греб я изо всех сил, чтобы успеть в первое и единственное улово до порога. Приплыв туда я увидел, что лодка ушла дальше. К счастью Федя ее снова поймал.

После того как я снова сел в каяк, сплав продолжал доставлять мне удовольствие и все в хорошем настроении доплыли до конца маршрута.

2-й день. Setninga. Сложность III.

Setninga в полном смысле фановая речка. Сплав простой в тесном русле, река течет как по желобу, приятные мелкие сливы, и бочечки просто объедение. Офигенная красота гор, прозрачная быстрая вода, то там то сям в реку стекают мелкие водопады, мы прошли всё на одном дыхании, просмотрев по сути только один каньон. Речка была настолько приятна, что в конце поездки в последний день мы сплавились по ней еще раз. Second run — double fun. Финальный порог, проходит прямо под автомобильным мостом, по его сложности можно судить обо всей реке, сложнее его почти ничего нет.

3-й день. Jori. Upper section. Сложность V.

Река очень сложная, но характер не типичный для петерки. Все пороги, а их всего 5 штук, локальные препятствия водопадного типа. Я обнес все по берегу, хотя можно было наверное и пройти. Но в тот день я не готов был так резко поднимать планку. Хорошая река, чтобы смотреть на пейзажи и любоваться красотой воды.

4-й день. Jori lower section. Сложность III-IV

Я ожидал, что эта река будет проще, чем Mistra, хотя бы потому что в книге она была охарактеризована не выше 4-ой категории сложности. Но я ошибался. Во-первых, довольно продолжительный сплав 17 километров. А даже незначительная усталость и утомленность начинает сказываться на технике сплава, в результате ошибок больше, сплав жестче. Во-вторых, последняя треть реки, один здоровенный каньон с огромными стенами must run. В-третьих, это река с большим объемом воды, и в ней уже есть четкие места куда вообще не хочется заезжать. В Mistre ты стараешься найти воду и пойти по основной струе избегая камней, то здесь наоборот шарахаешся от струи, стараешься сканализироваться, объезжать бочки и целые трамваи валов. Тут я впервые жизни увидел такой крутой вал, что сразу понял что если я заеду на него, то риск кильнуться очень большой. В четвертых, финальная треть реки идет с прижимами. Вода на поворотах всей мощностью наваливается на скалы. Идти по струе сложно, влетая в поворот приходится делать траверс, пролетая лагом здоровенные валы и бочки. С другой стороны на повороте, как правило, часть реки уходит по камням в канализацию, но идти там очень сложно, речка так скачет по торчащим камушкам, что перевернуться можно на раз. Мой первый киль был очень неожиданным: в какой момент я понял, что одну из бочек я не объезжаю, дальше я разгоняюсь и вдруг вижу небо, мою лодку подкинуло в воздух и я перевернулся через корму. Дальше белая вода вся в пузырьках. Встал я очень быстро, потому что испугался и скорей поплыл дальше. Второй киль был как раз на прижиме, когда я делал траверс. Тоже вставал очень быстро. А третий киль был самый экстремальный. Один прижим я решил обойти и сканализирваться, где-то на струе лодку стукнуло о камень и я упал. Первое, что я понял, что щас начнет долбить о камни, поэтому надо вставать охрененно быстро, только вывел весло — хрясь первый удар, «надо вставать», начал вести весло — хрясь второй удар, дальше по каске еще пару легких ударов, «надо скорее вставать», подумал я, и тут у меня это получилось. Фотографий с этого дня сплава практически нет, мы ужасно замерзли устали, ничего не снимали, за этот день у нас было 3 отстрела.

5-й день. Grovu. Upper section.

Сплавная секция начинается сразу после гигантского водопада-сляйда (метров 100-200). Предположительно не проходимого. Речка оказалась довольно сложной, в русле лежат огромные валуны, которые не только представляют опасность как препятствия, но и закрывают собой просмотр линии движения. Проходить все с ходу не хотелось, а просматривать с берегов очень удобно. Просмотрев пару сложных участочков и успев испугаться, решили вообще основную часть занести. Обнос дался очень тяжело, с постоянным перечалками, потому что то один, то другой берег не позволяют идти пешком, то где-то пришлось «канализироваться». В результате мы очень устали и вторую часть реки, хотя она уже стала гораздо проще, решили тоже не идти.

6-й день. Driva. Сложность IV.

Красивая речка с агрессивным началом. Порою из русла реки торчат не то что «бульники», а целые скалы. Расход приличный и объема воды хватает, чтобы организовать большие мощные препятствия. Ширина русла позволяет проходить пороги в разных местах.

Бочки местами довольно большие. А скорость течения достаточно высокая — трудно маневрировать. Здесь я перевернулся в очередной раз, пытаясь угрестись от одной из бочек. Когда вставал, сделал очень резкое движение и потянул мышцы в руке. Мне пришлось эвакуироваться с маршрута, причалив к берегу, я сообщил по рации, что буду выбираться пешком к дороге. Пока я шел, я попал в совершенно дикий норвежский лес чем-то похожий на джунгли. Видимость вперед не более 10 метров, огромные кусты папоротника, что не видно земли под ногами, и сплошной бурелом. Не будь красивого солнечного дня, картина оказалась бы очень мрачной и не гостеприимной.

7-й день. Rauma. Сложность  V.

Мне больше всего понравилась эта река. Её можно охарактеризовать как учебно-тренировочную пятерку. Хотя это сложная и опасная река и все же она больше прощает ошибок. Она не страшная и не мрачная на вид. Все пороги легко обносятся, всё хорошо просматривается, весь маршрут проходит рядом с автомобильной трассой. И главное, между серьезными порогами всегда достаточно большие плесы гладкой воды.
Тем не менее, все пороги довольно серьезные и коварные. Не в каждом можно поставить надежную страховку. Порогов не много, вот они все по порядку:

1. Короткий мощный порог в скальном каньоне. Вход в порог в узких стенках по пологой горке заканчивающейся бочкой, а почти сразу за ней, подваривающая бочка с большим обратным уловом уходящим в небольшой карман в скале. Место не приятное.
Пошли только я и Лена Метелкина. Во второй бочке я лег через корму, но поскольку я целился именно в эту часть, то меня сразу промыло. Какое удовольствие было вставать на струе и знать что самое страшное позади ) Лене повезло меньше, успешно пройдя первую бочку она не успела во вторую промывную часть, её положило и она долго варилась в обратном улове, то и дело исчезая из поля зрения, когда ее лодку замывало под скалу. Помучавшись с минуту Лена отстрелилась и вот она уже радостная плывет по течению отдельно от лодки ) Зрелище так впечатлило всех остальных, что порог дружно обнесли.

2. Небольшой порог-бочка через всю реку. Легко проходится… Если не уходить в него без просмотра )) А Лена Метелкина опять отличилась и ушла. Неожиданно на прогонном участке Лена вдруг перевернулась на глазах у всех. Пару раз она попыталась встать и у нее не получилось. Потом струей её ударило об камень. После этого она все таки поднялась, и тут же ушла в порог который мы собирались просмотреть.

3. Порог горка. Относительно простой порог, все прошли вдоль левого берега без приключений, в конце небольшая бочка.

4. Порог рядом с паркингом. Хороший мощный порог с высоким 3-метровым сливом через всю реку. Правая часть, пологая горка, но с кривым заходом и неприятной бочкой в конце. Те не менее все шли хитрым комбинированным способом справа, наверное, чтобы лучше было видно фотографу. Бочка почти всех немного притормаживала, но только Лена умудрилась в ней «залипнуть» ))

5. Водопад Little Huka. Первая ступень узкое русло в ущелье, падает сначала по 3- плоским как марш лестницы полкам, и потом обрывается 3-4 метровым водопадом с малым расходом. Далее большой приток воды справа, небольшое метров пять улово и струя, уносящая во вторую ступень водопада. Вторая ступень: мощное расходное русло с резким поворотом и прижимом, заход в 4-5-ти метровый водопад. Если отдаться течению, то оно уносит как раз, куда не надо: в мощный котел в левой части реки. Сначала пошел я, просто надоело мучить себя и смотреть порог зная что уже точно пойду.
Первую ступень буфнул и ушиб спину при падении. Это был мой первый в жизни буф, но никто не сказал, что надо пригибаться вперед! Вторую ступень ушел куда хотел, но при падении сам не знаю, что пошло не так. Возможно я задел кормой камень, но свалился со слива я боком. Как ни странно, я не ушибся, и даже не перевернулся. Но оказался прямо под занавеской водопада, я ожидал что тутже пойду в расколбас, но после двух трех гребков сразу вышел. В это части водопада сила струи не такая большая.
Лене Метёлкиной повезло меньше. Пройдя нормально первую ступень, во вторую она пошла по струе и угодила прямо в котел. С берега ее вообще не было видно. Видел ее только я с воды и то, только лодку. Смотреть было тоже страшно. После, как мне показалось довольно долгого ожидания, Лену отдельно от лодки промыло. Промыло не просто так, конечно она там под водопадом ныряла.

6. Далее следует очень интересный и я считаю веселый порог. Он представляет собой пологую разгонную горку примерно 10 метров длинной. Далее в конце этой простой горки всех ждет колбасная родео бочка. Среди нашей компании родео занимался только я, Федя, и Лена Метёлкина. Для остальных это было не приятное занятие. Поэтому было очень весело, выполняя серии слабоконтролируемых элементов в бочке смотреть на полные страха глаза других участников стоящих на берегу и думающих: «Что же будет со мной».

7. На мой взгляд самый сложный порог (но не самый опасный). Он из двух ступеней. Первая ступень не сложная, но требует просмотра. И после нее можно зачалиться. Вторая сложная, я такие пороги не люблю. Заход по кривой буквой Z струе, далее вертикальный мощный слив высотой метра 3. Левая часть слива падает прямо на скалу, Там возникает невесть что-то что вырывается по длинной трамвайной бочке. Трамвайной то есть «с доставкой» когда попадаешь в нее она тащит тебя и метелит одновременно доставляя в другой конец бочки и там уже выход из порога. Правая часть слива падает в пенный котел, на вид очень неприятный. В результате стратегия одна — падать в бочку-трамвай, но при этом с большой вероятностью биться о скалы и метелиться. Никто из нас не согласился пойти, а Лена Метелкина — пошла. В решении проходить этот порог она была единственная, мне было стыдно признаться, но я сказал, что в этот раз не составлю ей компанию. Признаться к этому времени сплава я уже успел получить андреналина по самые гланды. И более того я насмотрелся чужих прохождений и Лениных примеров того, как и что и почему нельзя проходить. Но Лена все равно пошла. И что самое удивительное этот порог она прошла лучше всего — очень чисто и красиво. Вот.

8-й день. Lora.

Это 100% фановая речка, очень живописная, пологая, быстрая и с кристально прозрачной водой. Все пороги мы прошли без просмотра (кроме стартового слива высотой 3 метра), при среднем уровне воды. Пару часов динамичного контролируемого сплава в режиме нон-стоп. Как только закончили, сразу возникло желание повторить.

9-й день. Skjak playspot.

Я ожидал от известного плейспота большего. Наверное нам не повезло с водой, но я хотел увидеть гигансткую волну, чтобы серфить можно было в любом положении в том числе вверх дном. Но вал в Скьяке оказался довольно промывным. Во-первых, дальняя часть вала плоха, если там промываешся, то надо очень шустро выгребать к улову, иначе сносит по течению так, что придется идти по берегу пешком. Во-вторых, вал был не очень мощный — практически любая ошибка и промыв. Скорость струи большая и мощности хватает для выполнения, наверное, любых элементов, но только при условии, что ты хорошо умеешь их делать. Сравнивая вал с порогом Neitikoski в Финляндии, я думаю что финский вал ничем не хуже, и, наверное, даже более учебный.

10-й день. Bovra.

У меня слова «Бовра» ассоциируется со словом «бобёр», или чем-то злым кусучим, щетинистым и колючим. Я сначала решил не делиться такими своими ощущениями с группой, но в последствии оказалось, что я не один так думал. Речка довольно интересная, но местами она довольно злая и она для тех, кто любит в жизни сложности или выбирает путь самураев. Скажем, есть на маршруте порог-водопад, который невозможно предсказуемо пройти. Если ты туда идешь, то почти наверняка попадаешь в расколбас и просто ждешь пока тебя промоет. Есть порог представляющий один здоровый котел унитаз. Я много чего обнес, поговаривая про себя «No fun — no run». :-)
Но правда есть у реки и свой большой плюс, в финальной части сплавной секции расположены 2-3 хороших фановых сляйда.

Заключение

Конечно, только сплавом мои приключения в Норвегии не ограничиваются. Я бы мог поделиться массой других прекрасных впечатлений. Я бы мог рассказать о том, как я хотел перелезть чужой забор, а он оказался под током. Я бы мог рассказать о том, как приятно разгоняется велик, когда едешь с вершины горы и велокомпьютер не верит своим собственным показаниям скорости. Я бы мог рассказать какие сказочные горы в этой стране и как там чертовски холодно. И о том, как мы, играя в мяч, чуть не убили любимую утку хозяина кемпинга. И я бы мог рассказать, как много там таких придурков шастает туда-сюда с разноцветными каяками на крышах машин.